Д.Л. (dmitri_lytov) wrote,
Д.Л.
dmitri_lytov

Category:

Канадская школа в эпоху коронавируса (окончание статьи)

(читать начало статьи)

Урок в канадской школе

Закончив с административной частью, посмотрим на школу изнутри -- глазами ученика в классе. И вот здесь мы обнаружим довольно существенные отличия от школы «постсоветского» пространства – и ключ к тому, почему канадская система образования оказалась более гибкой к изменениям, и к онлайну перешла относительно безболезненно.

С самых младших классов учителя стремятся к тому, чтобы дети кооперировали на уроках. Задания даются часто для групп из 2-3-4 учеников (отсюда и шум на уроках), и периодически образуются всё новые и новые группы. Читатель может подумать, что таким образом пытаются разбавить сильными учениками слабых (мол, если в группе сильный ученик, то он и слабых вытянет). Такое бывает, но всё же смысл в целом другой: чтобы ученики активно искали неочевидное решение, делились мыслями друг с другом.

Советская школа стремилась дать ученикам знания в объёме не ниже определённого уровня -- всем. Для части учеников это оказалось благом, но для большинства -- скорее балластом, который нельзя использовать практически. Знания, какими бы ни были они нужными и важными, невозможно бесконечно впихивать в голову – у человека есть предел внимания, предел понимания и предел памяти (а тем более у ребёнка). Если будет сбой хотя бы одного из трёх компонентов – информация не будет усвоена эффективно; может быть, человек даже её запомнит, но не сумеет ей пользоваться.


А ведь смысл обучения состоит не в том, чтобы человек запомнил побольше; таким образом можно вырастить успешного решателя кроссвордов. Надо, чтобы человек видел в информации смысл, мог бы внятно донести её до других людей, а также понимал, где ему не хватает собственных сил и знаний, чтобы справиться с поставленной задачей, и обратиться за помощью к другим.

Ни один человек не универсален, и не может знать всего. Но даже эрудит и интеллектуал оказывается слабым, если не может успешно продать свои знания или обменяться ими с другими людьми, совместить так, чтобы из этих знаний вырос успешный проект.. Крупные проекты – это результат, прежде всего, кооперации весьма ограниченных людей. Если вам угодно, даже «тупых» людей. Каждый человек в чём-то «туп» – это не трагедия.

Канадская школа готовит учеников к тому, что в дальнейшем им придётся кооперироваться для выполнения разных задач, от простых до масштабных. В таких задачах вовсе не обязательно, чтобы у каждого была "системная картина" -- для этого нужны лидеры. Важно, чтобы задачи были грамотно распределены между участниками группы (и канадские школьники учатся это делать все 12 лет школьного обучения). К
анадских детей учат: важно не то, сколько ты знаешь, важно то, как твои навыки и навыки других учеников в составе группы приводят к общему успеху. До детей это доходит не всегда сразу, некоторые понимают это только в старших классах. Но тем не менее, уже в средней школе начинаются довольно сложные групповые проекты, где чаще всего у учеников довольно мало исходной информации – остальное они должны найти сами путём поиска в библиотеке, в интернете и т.д. При том, что каждое такое задание – относительно не сложное по смыслу, оно требует труда, внимания и взаимодействия с другими участниками проекта. Потому я часто по вечерам слышу, как сын общается по видеосвязи с одноклассниками, выполняя то или иное задание (ну и не только по школьным вопросам, конечно…).

Младшая и средняя школа в Канаде (до 8 класса) учат не столько много запоминать, сколько самостоятельно уметь искать ответы на поставленные вопросы, и при этом кооперировать с одноклассниками.

Чем старше ученик, тем меньшее значение имеет «класс» как группа учеников определённого года, за которую отвечает определённый классный руководитель. Такие «классы» существуют скорее административно, в реальности же ученики чем старше, тем чаще перемешиваются с учениками из других классов (чаще всего того же года, но иногда и на год старше или младше) в зависимости от предмета. Прямо как в университете.

Так что, когда начинается старшая школа с её довольно серьёзной нагрузкой – канадские дети к ней в целом готовы.

И да, математика и наука в 1-8 классах канадской школы действительно слабее, чем в бывшем союзе. Но кому надо – тот дополнительно ходит на математические или научные кружки, или занимается с репетитором – варианты есть. Кроме того, не могу не отметить то, что многие задачи в младших классах канадской школы формулируются с практической направленностью (не просто что-то посчитать, но и где это может пригодиться), и в этом ключе дети даже изучают основы теории вероятности в младших классах.

Уже в старших классах школьная математика или физика могут в чём-то быть сложнее, чем в постсоветской школе. К слову, там же появляются предметы по выбору, набор которых зависит от школы: тут могут быть и драма, и иностранные языки (испанский, китайский, даже латынь), программирование, компьютерный дизайн, и многое другое.

Да, самое главное: канадская школа (если это не частная школа) в принципе не рассчитана на то, чтобы дать детям "вообще всё", что им может понадобиться в дальнейшем. Необходимый средний уровень -- да. Но в целом канадское образование больше, чем в бывшем союзе, рассчитывает на инициативу родителей, если те заинтересованы в дальнейших успехах ребёнка. Школа даёт предметы в объёме "на твёрдую четвёрку", а если ученик хочет подготовиться к университету -- пусть говорит с родителями, на какие кружки записаться и т.п. Школа в меру поможет, даже предложит программы "для одарённых", но в целом инициатива в подобных вопросах - за родителями.

Постсоветская школа

Рискну сравнить канадскую школу с постсоветской и с современной украинской. По поводу написанного в этом разделе я готов к конструктивной критике, поскольку последнее десятилетие я следил за тенденциями украинской и постсоветской школы в основном по публикациям и отзывам друзей, оставшихся на родине.

Постсоветская школа выросла из прусской системы конца XIX века, которая выполняла весьма специфическую задачу – ковала из бывших мелких княжеств единую Германскую империю. Для этого должна была быстро и надёжно обеспечить набор стандартных знаний для большого числа учеников, чтобы их навыки одинаково пригодились в любой точке империи – в первую очередь, в огромной немецкой армии. Советская школа, так совпало, ставила перед собой очень похожие задачи. В первые несколько десятилетий своего существования должна была быстро побороть неграмотность и восполнить нехватку квалифицированных кадров, а в дальней перспективе – стандартизировать образование на просторах огромной советской империи и сделать ученика готовым к мобилизации, а после вуза – к работе по распределению.

В дальней перспективе такой подход вёл в тупик: знаний становилось всё больше, времени на их освоение тоже требовалось всё больше. Советская школа начинала с 7 лет (при Сталине старшие классы были необязательными и платными), при Горбачёве 10-летнюю школу заменили 11-летней, растянув 3-летнюю программу начальных классов на 4 года. Однако это был путь в тупик: количество знаний постоянно росло (например, написанное 10-20 лет по информатике или психологии уже во многом устарело), но при этом невозможно было без конца увеличивать количество классов и наращивать сложность школьных предметов. Во-первых, психика учеников не справится. Во-вторых, сами учителя не готовы были «усложняться» по мере усложнения учебных планов. Ну а когда в период независимости, по ряду причин, наступил кризис финансирования школьного образования, соответственно, школьные кадры ещё больше «упростились».

Что же до сложности предметов, то ещё в поздние советские годы в старших классах школы наметились тенденции к специализации и профилированию учебных программ. За последние два-три десятилетия, на мой взгляд, этот подход был относительно эффективно реализован не столько в Украине, сколько в соседней и недружественной России (реформу школы в сторону профилирования старших классов начали активно обсуждать при Ельцине и внедрили при раннем Путине).

Если говорить об украинской школе, то несмотря на известные трудности эпохи независимости (из-за нехватки финансирования закрылась часть школ, повысился средний возраст учителей), были и положительные моменты. В частности, введение ЗНО повысило шансы талантливых учеников поступить в вуз на бюджетное отделение, избежав при этом коррупционных схем. Увеличилось количество частных школ.

К моменту окончания школы украинский выпускник держит в голове в среднем больше информации, чем канадский (если считать чисто формально – по количеству изученных фактов, имён, названий, дат). Но при этом, на мой взгляд, канадцы лучше умеют практически пользоваться полученными знаниями, лучше умеют их критически оценивать. Выше я уже писал, что канадские ученики учатся кооперировать все 12 лет, в постсоветской же школе этот навык развит слабо, разве что в спортивных командных играх.

Есть и ещё один момент.

Постсоветская школа – это занятия в режиме в основном монолога, лекции. Основная часть занятия – учитель что-то рассказывает ученикам, плюс некоторое время на дополнительные вопросы (кто что не понял?), плюс время от времени контрольные (а для языка или литературы – диктанты или сочинения). Не понял ученик, отстаёт? Это его проблема, поезд отстающих не ждёт.

Канадская школа больше напоминает диалог. Ученик имеет право не понять и не согласиться. Знаний, быть может, даётся меньше, но в ходе диалога с учениками учитель может убедиться, что ученики его действительно поняли. Недавний переход к онлайн-обучению не изменил этот формат: дети не только слушают учителя по видео, но и общаются с ним и друг с другом, а также коллективно выполняют задания (тем более, что Гугл-документы позволяют редактировать документ одновременно нескольким участникам).

В постсоветской школе, по моему впечатлению, заметная часть учителей боится диалога с учениками. Лекционно-контрольная форма привычнее, потому что у ученика меньше возможности поставить под сомнение компетентность учителя. Ведь ученик может это сделать без злого умысла, просто предложив учителю рассмотреть ситуацию под необычным углом. В Канаде примерно так же учителя были настроены где-то в 1920-1930-е годы, но ведь с тех пор прошло очень много времени, и школа продвинулась намного вперёд.

Школа в форме монолога – это более дешёвый вариант, чем диалог. Учителя-«монологиста» подготовить быстрее и проще, более того, а чем больше учеников в классе, тем монолог становится всё более неизбежным. Тем более, учить по телевизору или по радио - дешевле, чем заботиться о наличии соответствующей оргтехники в школе и компьютеров или "таблеток" у каждого ученика.

Так что сказать «да, давайте переходить к диалоговому обучению!» – легко, но как это реализовать? И что там с кадрами и матчастью?

Кадры и матчасть

Наверное, мне скажут, канадские учителя в целом лучше подготовлены и больше знают, чем украинские (и в целом постсоветские).

Вовсе не факт, на мой взгляд. Фактом является то, что они получают довольно высокую оплату за свой труд, попасть в учителя совсем не просто, люди с соответствующим образованием, бывает, выжидают несколько лет, пока освободится место. Дожидаясь, они могут работать по другой специальности, но должны быть готовы время от времени работать учителями на замене – чтобы к ним присмотрелись и решили.

Но дело не только в деньгах. Канадские учителя не сразу, а на протяжении десятилетий добились такого положения, не в последнюю очередь благодаря своим профсоюзам. Нельзя сказать, что все в восторге от учительских профсоюзов. Особенно, если профсоюз не смог договориться со школьным управлением о зарплате и других условиях труда – тогда может начаться забастовка (а это значит, что младшеклассники останутся дома, и родителям придётся ломать голову, кто будет за ними следить, а старшеклассникам задержат табеля, что теоретически может создать проблему с поступлением в университет или колледж.

Но положительной стороной является то, что обидеть канадского учителя довольно трудно.

Так, кстати, было не всегда. Лет 80 назад типичная канадская учительница (в профессии было много женщин) получала намного меньше, и к тому же была связана многочисленными ограничениями. Прежде всего, всё то время, пока она преподавала в школе, она не имела права вступать в брак. Более того, ей даже было сложно познакомиться с подходящей парой: если её видели в слишком людном месте (например, баре или театре), где можно было завести знакомство, или же просто с незнакомым мужчиной – это считалось «аморальным, позорящим авторитет учителя поступком» и грозило увольнением. Лишь где-то во времена 2-й мировой войны школы всё чаще стали закрывать глаза на подобные «проступки», рискуя остаться при излишней суровости без кадров, но формально норма существовала ещё какое-то время.

Советских же учителей за подобное, вроде бы, не наказывали, но они всегда оплачивались хуже, чем их коллеги в зарубежной Европе или Северной Америке, потому что были зависимыми от системы. В современной украинской школьной системе положение ненамного лучше (если вообще лучше). Постсоветские школы научились «крутиться» со средствами, привлекая к их сбору родителей. Беда в том, что расход этих средств происходит чаще всего без контроля родителей, а скорее, как удобно директору. Ну или если школе «не повезло» и она расположена в таком месте, где родители в принципе не могут вкладывать в неё много, либо если у директора нет «хозяйственных навыков» – тогда беда…

Не думайте, что я собираюсь тут поощрять коррупцию или безудержный рост цен. Но любой труд стоит денег, и труд учителя тоже. А деньги, в свою очередь, любят учёт – кто платит, тот имеет право знать, какой результат получит взамен. В Украине беда не в том, что бывшее советское «бесплатное» (не только школа) становится или стало платным (легально или полулегально), а в том, что люди часто платят непонятно кому, непонятно за что, и не имеют возможность контролировать результат того, за что заплачено – а всё равно платить вынуждены. Как будто они не за качественную услугу платят, а приносят жертву языческому идолу, который то ли пошлёт удачу, то ли не пошлёт, но не принести нельзя.

Что же касается матчасти, то я бы не сказал, что «среднестатистическая» канадская школа так уж сильно лучше обеспечена, чем украинская (компьютерами, книгами, микроскопами и т.п.). Бывает очень по-разному – зависит от местности и даже района в пределах города. Скажем, на юге Оттавы, в районе Баррхейвен, лет десять назад развернулось массовое строительство относительно доступного по цене жилья – и туда сразу рвануло множество народа. Но на такое количество жителей не сразу успели построить нужное количество школ – и кто-то из знакомых вспоминал, как дети учились в вагончике-времянке.

А вы думали, в Канаде проблемы сами собой решаются, потому что здесь запад? Тут их хватает, как и в любой стране.

Здоровый климат

Есть и ещё один немаловажный момент. Одной из важнейших задач канадского учителя является поддержание нормальных, уважительных отношений в школе – между учениками, а также со стороны учеников к учителю. Частью этой задачи является предотвращение «буллинга» – когда одни ученики издеваются над другими. Я бы сказал, что в этом плане канадцы намного опережают американцев, которые с буллингом тоже борются, однако он встречается там, по отзывам, намного чаще. Ну, Америка - это вообще отдельная история, США -- это не Канада, хотя и имеет с ней много общего.

Мне неприятно, когда на канадских форумах я время от времени читаю, как новоприехавший родитель из бывшего Союза заявляет: «Да что вы, дети должны знать школу жизни! Если вашего ребёнка побили, или что-то у него украли, не вздумайте заниматься доносительством – пусть ваш ребёнок побьёт обидчика в следующий раз сильнее».

Ну, во-первых, тот, кто захочет «восстановить справедливость» самостоятельно, с самого начала в глазах канадской школы выглядеть виновным - с очень серьезными последствиями. Это не шутка. Точно так же ошибкой (хотя и неочевидной) будет попытка заявить претензию непосредственно родителям обидчика, минуя школу.

«Но разве тот родитель был неправ?» - может сказать какой-нибудь постсоветский читатель. Однако канадская школа с ним не согласится. Я не могу сказать, что буллинг здесь полностью изжит – до этого далеко. Бывают время от времени случаи из ряда вон выходящие и даже трагические. Тем не менее, они именно потому попадают на первые полосы новостей, что стали в Канаде относительно редкими. Может быть, конкретно для меня -- исключительно редкими, потому что наша семья все годы жизни в Канаде принципиально выбирала хорошие районы. По отзывам знакомых оттавцев, я уже представляю себе, в каких школах у детей выше шанс заработать синяки, чем в других школах. Тем не менее -- существует официальная политика борьбы с буллингом, и она является обязательной для всех школ.

Если учитель замечает в классе случай буллинга, где пострадавшему явно угрожает опасность, то, как правило, схема действий такая: нарушитель немедленно изолируется в «комнате наказаний» до конца занятий (чтобы по крайней мере в этот день успел остыть и обдумать всё до следующего дня, а потерпевший успел уйти), а учитель немедленно информирует родителей (как пострадавшего, так и агрессора) и руководство школы. На первый раз можно ограничиться беседой, если же случаи повторяются постоянно – в перспективе ученику грозит исключение из школы, и дальше родители пусть уже сами думают, в какую школу его устраивать, или заниматься его образованием на дому (последнее – не так легко, как кажется, поскольку требует, чтобы родители отчитывались перед школьным управлением, а ученик – сдавал положенные экзамены). Если случай относительно лёгкий, то на первый раз можно ограничиться беседой с учеником, но родителей всё равно поставить в известность нужно.

В свою очередь, если пожаловался ребёнок, то будет ошибкой попытаться сначала разобраться с родителями обидчика. Нет и ещё раз нет – это неправильный ход. Между сторонами должен быть независимый арбитр и свидетель – в данном случае школа. Жалоба в школу – это не «ябедничество», это обращение к ответственному посреднику. Школа – не идеальный посредник, да и учителя могут разные оказаться (кто-то будет ответственным, кто-то посмотрит на случай сквозь пальцы, бывает и такое), но лучшего пока ещё не придумали. В самых крайних, экстремальных случаях, кроме руководства школы и школьного округа, есть также газеты и адвокаты.

Все разговоры про то, что мол, если не били в школе, или не воровали, то человек «не прошёл школу жизни» – это разговоры для бедных. Буллинг обычно характерен для слаборазвитых стран, и чем страна более отсталая, тем с большей вероятностью народ с детства занимается увлекательной игрой "выпили слабейшего", и так вечно, и так бесконечно. Далее, если прямо со школы воспитывать такое отношение, что никто тебе не поможет – неудивительно, что из таких детей потом вырастают граждане, которые не верят в полицию, а также полицейские, которые срастаются с преступностью. За что боролись, на то и напоролись, вот вам ваша «школа жизни».

Кроме того, я не знаю, почему отдельные украинцы верят в сказки про то, будто канадцы или там американцы совсем разнежились, «жизни не знают» – на деле я вижу совсем другое. Очень многие канадцы имеют собственный бизнес (нередко наряду с основной работой) и несут за него серьёзную ответственность, а также берут на себя риски долгосрочных инвестиций (иначе в старости придётся довольствоваться не столь высокой пенсией). Всё это вырастает из школы, где они учатся доверию друг к другу, а также уверенности в своих силах.

Сказать, что канадцы «слабые» или «трусливые», я также не могу. Если читатель не может приехать в Канаду, чтобы увидеть, насколько часто здесь встречаются люди спортивного вида, ведущие здоровый и активный образ жизни – пусть хотя бы почитает об участии канадцев в крупных войнах, и окажется, что результативность канадского солдата – в несколько раз выше, чем советского, если судить по соотношению потерь с противником. Вот такие канадцы «слабые». Наконец, важная черта канадцев – они не боятся начальства так, как его боятся в странах бывшего Союза. По ходу вспоминается анекдот про советского и американского солдата: обоим приказывают выпрыгнуть без парашюта из окна верхнего этажа, советский кричит "есть!" и прыгает, американец посылает командира матом. Когда советский офицер хвалится, какой смелый у него подчинённый (очевидно, уже БЫЛ) и какой "трусливый" - американец, то американский офицер парирует: «Смотря что вы называете смелостью».

В Украине же, как и вообще в бывшем Союзе, так называемая «школа жизни» приводит к тому, что люди или активно хотят уехать, или рано умирают, население быстро стареет и сокращается. Поэтому – к чёрту такую «школу жизни».

Послесловие. Канадская школа и эмигранты

Поскольку Канаду как государство создала эмиграция, то ясно, что школьная система не может не учитывать этот фактор.

В обычных канадских школах существует специальная должность ассистентов по основному языку школы (английскому или французскому) как второму языку. Когда в школу поступает ребёнок, который по результатам тестирования не слишком хорошо владеет местным языком (а в редких случаях и вовсе не владеет), ассистенты помогают ему (ей) адаптироваться к программе и выполнять задания – до тех пор, пока его (её) уровень не сравняется с допустимым минимальным уровнем для школы.

Это не значит, конечно, что ассистенты способны решить любые проблемы. Дети приезжают из самых разных стран и культур, и отдельные случаи могут поставить в тупик (скажем, одноклассница моего сына в 1-м классе регулярно делала ошибки, путая буквы P / B, поскольку в арабском языке разницы между этими звуками нет – так же, как славяне не всегда способны различить T / TH, V / W, долгие и краткие гласные). Но в целом, дети довольно быстро усваивают местные языки. Более того, со временем появляется противоположная проблема: как сохранить родной язык. Ведь ребёнок в школе постоянно общается на английском или французском. Может быть, с родителями он продолжает общаться на родном, но со временем он встречает всё больше вещей или явлений, для которых он не знает родных слов, а родители тоже не всегда готовы подсказать – разумеется, эти слова замещаются местными («Сегодня в школе я получил асайнмент»). Очень часто используются кальки, то есть слишком буквальные переводы местных выражений («я получил» = I got, «что ты смотришь для» = what are you looking for? И т.д.)

В разных провинциях эту проблему решают по-разному. В Онтарио, где я живу, существуют субботние школы, которые финансируются большей частью местными же школьными управлениями, и только часть денег приходит от посольств соответствующих стран. Эти школы помогают ученикам поддерживать владение их родным языком, а помимо языка и литературы, также преподают на родном языке и часть других предметов. В Оттаве уже давно существует украинская школа Леси Украинки, есть аналогичные школы и в других крупных городах Онтарио.

Иначе выглядит ситуация в Альберте. Там существует ряд школ, где преподавание с самого начала ведётся на украинском языке для части предметов. Замечу, это не дополнительные субботние школы, а обычные школы, ведущие занятия с понедельника по пятницу по обычной провинциальной программе. В Альберте, наверное, украиноязычному проще сохранить язык, чем в Онтарио, где и украинцев, и украиноязычных услуг меньше.

Что можно почитать о школах в Канаде и в других странах

Диана Блотницкая. А вот в США: система образования в Украине и за океаном.
Саша Картер. Как школа в США отличается от украинской (сайт "Сегодня.Ua" - не самый лучший источник, но конкретно данная статья - чётко по делу).
Євген Лакінський. У школах розвинених країн 1 вересня...
Євген Лакінський. Як фінансувати школи.
Соня Рашкован. 13 выводов 13-летней украинки за год жизни в США.
Лев Смирнов. О различиях образования в Украине и в Италии.
Леонид Штекель. Наше дно и реформа образования (часть 1, всего 7 частей).
Aradan (блог из Манитобы). Чему учат в первом классе.
Tags: Канада, Онтарио, Украина, второй язык, диалог, образование. буллинг, школа, эмиграция
Subscribe

promo dmitri_lytov january 20, 2012 21:54 40
Buy for 10 tokens
(статья написана 20 января 2012, последний раз отредактирована 08 сентября 2012) Когда-то, баловства ради, я составил в Википедии краткий обзор языков Европы, с классификацией которых современные лингвисты затрудняются. Большая часть этих языков вымерла в античный период или даже раньше (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments